Когда ослы сильнее слонов. Уроки Дональда Трампа
Меньше всего думая о российских проблемах, уходящий американский президент тем не менее дал нашим «борцам за народное счастье» самый наглядный, самый поучительный урок.
Сумеет ли наша оппозиция разглядеть этот урок и воспользоваться им, зависит только от неё.
В чём состоит полезное политическое наследие Трампа?
Как ни странно – в подтверждении бессмертной прозорливости и правоте Ильича:
«Человек, берущийся за коренные преобразования в своей стране – никто, если он не имеет за собой сплочённой и преданной ему политической партии».
Дональд Трамп оказался достаточно умным, волевым и честным политиком, чтобы чётко сформулировать основные идеи, с которыми он пришёл во власть в 2016 году.
Он оказался достаточно последовательным, чтобы добиваться их реализации за 4 года своего президентства. И уже вошёл в историю политической жизни США как президент, который сдержал все свои обещания и не развязал ни одной войны.
Он сумел найти пусть к сердцам миллионов американцев и стать для них настолько своим, что ради его защиты они пошли на неслыханное – штурм Парламента!
Трамп, безусловно, сильная, яркая и неординарная личность. Но полное отсутствие опыта политической борьбы, если угодно – его политическая близорукость, – оказались решающими факторами, обусловившими его поражение.
Причина в том, что придя во власть как представитель сильнейшей и старейшей партии в США, обладающей огромным политическим весом и авторитетом, партии Дуайта Эйзенхауэра, Рональда Рейгана и Дж. Буша старшего, Трамп так и не сумел распорядиться этим опытом и весом.
Не сумел за 4 года вдохнуть новую жизнь в «партию Слона». Не смог её ни сплотить, ни объединить под знаменем своих идей. Не сумел мобилизовать огромный организационный потенциал своих однопартийцев. Полностью устранился от ежедневной, скучной и незаметной со стороны, но крайне необходимой партийной работы. По сути Трамп бросил свою партию, понадеявшись на народную поддержку, которой действительно обладал и продолжает обладать.
Его демократические оппоненты этих ошибок не совершили. И роль партии в политической борьбе они понимали не в пример лучше и глубже, чем их неистовый противник.
Все шаги, последовательно предпринимавшиеся демократами, от дружных обструкций в Конгрессе, до уличных акций, организованных руками маргинального отребья – результат отлично, с дальним прицелом организованной партийной работы с привлечением не только центрального аппарата, но и периферийных звеньев в лице мэров и губернаторов отдалённых регионов страны.
Противопоставить им альтернативную партийную позицию, альтернативную организованность и сплочённость Трамп не смог.
По сути выпустив из рук контроль за собственной партией, потеряв её поддержку, оставив её наедине со своими застарелыми проблемами, Трамп остался в одиночестве перед второй сильнейшей политической силой – партией демократов. И невольно оказался в положении человека, пошедшего в одиночку против государства, которое в условиях вакуума партийной власти за его спиной естественным образом персонифицировалось в лице демпартии.
Так возникла неслыханная ситуация – американский президент стал мятежником. И теперь вполне может оказаться на скамье подсудимых.
Итогом этого пренебрежения Трампом задачами партийного строительства – важнейшей работы, необходимой в любой организованной и серьёзной политической борьбе, – стал внутрипартийный раскол в рядах республиканцев. Одни из них всё ещё продолжали оказывать поддержку своему президенту, но другие уже подвергали его острой критике и фактически солидаризировались с позицией демократов в Конгрессе. Оголтелый индивидуализм Трампа их пугал.
Всё это результатировало в конечном итоге в отказ значительной части республиканцев подставить плечо президенту в его противостоянии с Нэнси Пелоси и её сторонниками.
А затем, после событий 6 января, и вовсе перешло в осуждение президента и массовые отставки в знак протеста против его роли в мятеже.
Проиграл не только Трамп. Проиграла вся республиканская партия. По ней был нанесён жесточайший удар, и в отсутствие мощного, авторитетного, политически матёрого лидера «Слонов» ждут очень тяжёлые времена.
«Есть такая партия! – заявил В.И. Ленин в июне 1917 года на I Всероссийском съезде Советов в ответ на тезис министра Временного правительства И.Г. Церетели о том, что нет в России силы, способной взять власть и вывести страну из тупика.
И взял власть «всерьёз и надолго».
«Нет такой партии», – уныло мог бы сегодня сказать президент Трамп, который выпустил власть из рук, потому что при всём своём уме, энергии и жизненном опыте так и не усвоил азов политического противостояния и того, чем оно неминуемо заканчивается для честного, но наивного и неискушённого в политике новичка.
А многие ли деятели российской оппозиции, особенно в рядах левых сил, понимают то, что случилось в Америке? Способны ли они сделать выводы из американской истории?
Понимают ли они, называющие себя коммунистами, что 100 лет назад понимал и говорил Ленин и что спустя 100 лет не понял и не сказал Дональд Трамп?
Ехидный Douglas? Публицист.ру