Асбестовая корова Тарковского
Вокруг знаменитого советского режиссера Андрея Тарковского ходит множество слухов. Творческий гений в сочетании с тяжелым характером оставили след не только в кино. В прессе Тарковского часто обвиняли в «свободном» образе жизни, провокациях скандалов с сотрудниками и жадности к деньгам. Но, пожалуй, самой популярной является история о том, как именитый режиссер сжег заживо корову во время съемок фильма «Андрей Рублев».
В сентябре 1965 года в редакцию газеты «Известия» поступило письмо профессора Латвийского университета М. Темниковой, в котором были описаны «варварские съемки». По словам ученого, режиссер велел облить керосином живую корову, а затем её поджег. Журналисты потребовали разъяснений от Главного управления художественной кинематографии, которые в свою очередь взяли в оборот дирекцию «Мосфильма». Ответ звучал так: «…Желая с подлинной художественной силой показать ужасы татарского нашествия и разорения русской земли, съемочная группа в одной из сцен показала, как татары, сметая все на своем пути, сжигают дома, домашний скот, имущество…. В этом эпизоде была снята выбежавшая из горящего хлева корова, охваченная пламенем.… Для этой цели была взята одна корова, сданная после съемки на бойню. В настоящее время съемочной группе мною дано указание в дальнейших съемках такого рода использование животных ни в коем случае не допускать».
Сцена с коровой в итоговый фильм не вошла, а режиссер Андрей Тарковский неоднократно отмечал, что животное было накрыто огнеупорной попоной, сделанной из асбеста. Это жаропрочный волокнистый материал, выдерживающий нагрев до 1500°С. Из него делают более 300 видов промышленных изделий, в том числе защитное снаряжение для пожарных и работников горячих цехов. Благодаря низкой теплопроводности, асбест применяется во множестве высокотехнологичных механизмов – к примеру, в котлах атомных ледоколов. Часто он используется и в ходе съемок. Так, группа Rammstein для съемок клипа Du Hast применила асбестовый костюм. Его одели на каскадера, которого затем облили бензином и подожгли. Актер не пострадал, а сцена вышла поистине жуткой. Если бы корову одели в асбестовый костюм, она бы точно не пострадала, хотя, конечно, испугалась бы до потери пульса. Правда, попоны было бы не достаточно – высокое пламя обожгло бы открытые части тела.
Впрочем, сцена с коровой не совсем канула в лету. В интернете сохранились кадры со съемочной площадки «Андрея Рублева», где как раз фигурирует несчастное животное. Определить на глаз, имеет ли животное на себе «защитное снаряжение» или нет, не представляется возможным. Кадр выглядит максимально естественно, будто животное объято пламенем по-настоящему. Правда, это ничего не говорит – скрыть наличие асбестовой попоны можно было и в 60-е. Сам режиссер, оправдывавший свои поступки стремлением добиться максимального реализма, в одном интервью сказал: «Вы каждый день едите сожжённых коров и ничего. Я же сжёг одну, чтобы показать, в каких варварских условиях человек жил и писал иконы».
На сегодняшний день достижение реализма в кино не требует издевательства над животными – спасибо компьютерной графике. Осталось только добавить, что скандал из-за «коровы Тарковского» чуть не стоил ему репутации и точно поставил точку в его взаимоотношениях с множеством людей, в том числе и актеров, операторов и представителей культурной элиты СССР.