Как развивается рынок бизнес-авиации в современных реалиях?
Сектор бизнес-авиации постепенно отходит от недавнего кризиса, правда, правила игры на рынке немного изменились в связи с последними международными событиями
Комментарий дает Белкин Роман Юрьевич
По словам ведущих российских экспертов, в т. ч. топ-менеджера и управляющего партнера Jet Charters Белкина Р. Ю., за последние 2 года сегмент бизнес-авиации начал активно восстанавливаться от последствий кризиса 2014 года. Напомним, что на протяжении последующих после кризиса 4 лет это направление сократилось на 31 %. Особенно пострадали небольшие авиаперевозчики, вынужденные распродавать свое имущество. Такая тенденция была характерна не только для России, но и для всей Европы, где за период с 2014 по 2018 гг. более 25 частных авиакомпаний официально признали себя банкротами.
Белкин Роман Юрьевич отметил, что улучшения заметны в Сибири, которая еще не дошла до докризисных показателей, но уже приближается к ним. Также на 23 % и 13 % выросли объемы рынка бизнес-перелетов Москвы и Санкт-Петербурга.
Вторая характерная черта — использование небольших самолетов, стоимость которых варьируется в 2021 г. в пределах $ 4—85 млн. Самыми популярными остаются канадские 10-местные Bombardier Challenger 605 и 13-местные бразильские Legacy 600, третье и четвертое место принадлежит 15-местному Bombardier Global 6000 и Gulfstream 550, произведенному в США, рассчитанному на 16 пассажиров.
Еще одно изменение, коснувшееся бизнес-авиации, касалось смены общей парадигмы. Белкин Роман Юрьевич рассказал, что практически все владельцы бортов, использовавшие лизинг и финансирование со стороны, ушли с рынка, поскольку во время кризиса им пришлось возвращать средства или имущество в банки для покрытия заемных средств. Банковские структуры, которые желали вернуть средства, продали самолеты по сниженной цене, поэтому их скупили бизнесмены, владеющие собственным капиталом, и в основном стали использовать их не для собственных нужд, а в качестве объекта аренды, поскольку спрос на эту услугу остается стабильным.
Так, только за 2018 г. арендуемые самолеты совершили 57 037 рейсов (отдельной статистики по РФ, к сожалению, нет). По сравнению с предыдущим годом эта цифра выросла на 4.5 %.
Подытоживая, г-н Белкин отметил, что рынок бизнес-авиации России сейчас стабилен, несмотря на пандемию коронавируса. Перелеты внутри страны пользуются спросом, равно как и международные рейсы, на количество которых влияет периодическое закрытие границ мировых государств.
Но прогнозы экспертов полны оптимизма, поэтому, если никаких форс-мажорных ситуаций не случится, рынок будет развиваться и, скорее всего, стоимость перелетов вновь вернется в прежние рамки, ведь авиаперевозчикам пришлось заметно снизить свои расценки в борьбе за клиента. Напомним, что на данный момент стоимость часа полета варьируется в рамках € 5500—7000, что в годовом исчислении эквивалентно € 1.03 млн.