Вячеслав Моше Кантор: как пандемия сформировала новые-старые формы антисемитизма

Опыт международного общественного деятеля Вячеслава Моше Кантора в деле изучения и борьбы с антисемитизмом преувеличить сложно: на протяжении многих лет он возглавлял Европейский еврейский конгресс, лично инициировал проведение ежегодного мониторинга уровня антисемитизма в мире, а также положил начало бесчисленным проектам по противостоянию нетерпимости и укреплению толерантности в обществе.

Неудивительно и то, что уже в первые месяцы пандемии именно Вячеслав Моше Кантор был в числе экспертов, кто выразил тревогу относительно того всплеска антисемитизма и ненависти, что произошёл в обществе.

Болезнь общества

Страх, неуверенность, неизвестность – всё это верные спутники охот на ведьм и поисков козлов отпущения. Однако не стоит думать, что именно пандемия породила тот взрывной рост нетерпимости, что наблюдали интернет-площадки и не только в ходе карантинных ограничений. По мнению как Вячеслава Моше Кантора, так и многих других экспертов по этой теме, тенденции к росту ненависти, ксенофобии и так далее в обществе назревали уже давно – однако если до пандемийного взрыва многие представителей властей и официальных структур предпочитали не замечать существующей проблемы, то с началом пандемии проблема стала слишком значимой и очевидной, чтобы её можно было и дальне игнорировать.

Ограничительные меры подарили экспертам и повод для оптимизма: те же преступления на почве нетерпимости сошли на минимальный уровень. Однако Вячеслав Моше Кантор был в числе тех, кто радости по этому поводу не испытывал. По мнению эксперта, очевидно, что главной причиной этого стала физическая изоляция потенциальных преступников от их жертв; омрачало картину и то, что преступлений другого характера – оскорблений, угроз, преследований, дискриминации – стало намного больше. Фактически, вся ненависть перенаправилась в интернет, где те же евреи огульно обвинялись чуть ли не в намеренном распространении вируса и, разумеется, его создании.

Уже в первые недели и месяцы пандемии Вячеслав Моше Кантор выступал с предупреждениями о том, что общество может продемонстрировать всплески расизма, антисемитизма и ненависти на почве того страха, что испытывают люди. А потому, по мнению эксперта, властям уже тогда готовится к проблемам и кризисам не только экономическим, но и социально-политическим.

Назад в прошлое

Что касается антисемитизма, то, по наблюдениям Вячеслава Моше Кантора, его формы и виды в ходе пандемии не могли не подтолкнуть к проведению параллелей с прошлым. Это стало очевидно уже тогда, когда вокруг «участия» евреев в кризисе, связанном с пандемией, стали вновь преобладать теории заговора, а также заявления о некоем мировом еврейском заговоре и его злодействах. По всему можно было предположить, что ситуация сложилась похожая на XX век, но никак не XXI. А то и более ранние периоды истории, когда евреев уже обвиняли в отравлении колодцев и распространении чумы.

Особенное беспокойство Вячеслава Моше Кантора вызывали случаи, когда антисемитские высказывания и риторика превращались едва ли не в девиз политических сил, а также экстремистских группировок. Символику Холокоста и вовсе взяли на вооружение противники вакцинации и карантинных мер, тем самым приравняв себя к жертвам геноцида, а врачей – к преступникам-нацистам.

Вячеслав Моше Кантор назвал все эти явления звеньями одной цепи – той самой цепи, что «вытаскивает» антисемитизм на свет божий каждый раз, когда в мире происходит что-то масштабное и кризисное. Без евреев, если верить этим людям, не обходится ничего – и это в свою очередь, говорит уже Вячеслав Моше Кантор, лишь подчёркивает, как плотно и глубоко антисемитизм укоренился в общественном сознании.