Авария на судостроительном заводе «Пелла» – показатель системных сбоев в отрасли
В конце марта на судостроительных верфях завода «Пелла» в Ленинградской области на бок завалился практически готовый к введению в эксплуатацию морозильный траулер «Скорпион». В результате инцидента погибло два человека. Это трагедия одновременно вскрыла проблемы в судостроительной отрасли, которые могут потянуть за собой на дно и рыбаков, сообщает «Комсомольская правда».
Траулер «Скорпион» создавался по заказу мурманской ГК «ФЭСТ» в рамках реализации правительственной программы «Квоты под киль», по которой рыболовецкие хозяйства получают квоты на добычу рыбы в обмен на инвестиции в судостроительную отрасль. Похоже, теперь траулер и вовсе не выйдет в море. Заказчик уже заявил, что не собирается забирать траулер, поскольку морская вода могла испортить дорогостоящее оборудование. К тому же мало кто из моряков захочет выходить на промысел на судне, которое еще до выпуска с завода стало причиной трагедии. Получается, нет траулера – нет и дополнительных квот на вылов рыбы, под которые мурманские рыбаки получили деньги на проектирование и строительство «Скорпиона». Убытки – колоссальные, под два судна, одно из которых «Скорпион», мурманская компания взяла в Альфа-Банке кредиты на 47 млн евро.
Отметим, что судно должно было выйти в море еще летом 2020 года. Но корабелы все время переносили сроки, так как не успевают справляться с заказами. В итоге это ЧП вскрыло то, что судостроительная отрасль России переживает кризис – верфи набрали заказов на 172 млрд рублей по программе инвестквот и не могут выполнить эти заказы из-за нехватки мощностей и опыта. В итоге страдают рыбаки, которые брали огромные кредиты под строительство судов в обмен на дополнительные квоты на вылов рыбы. О том, что корабелы систематически срывают сроки строительства, в октябре 2020 года президенту РФ Владимиру Путину доложил глава Росрыболовства Илья Шестаков. Так, по большинству проектов, суда спускаются на воду с задержкой от полугода до двух лет. При этом за четыре года действия программы инвестквот отечественные верфи построили из 53 судов всего 5, работа еще над 26 траулерами до сих пор продолжается. Еще 23 судна должны заложить до 2023 года.
Ситуация заставляет задуматься: стоит ли выделять под строительство супер траулеров новые квоты, если судостроители не справляются даже с существующими заказами? Этот вопрос как никогда актуален сейчас, когда идет активное обсуждение нового этапа программы инвестиционных квот. По мнению многих экспертов, куда выгоднее вкладывать средства в строительство новых заводов на берегу. Под них государство также выделяет квоты, и в отличие от траулеров, береговые заводы сдаются точно в срок. Из 25 предусмотренных программой заводов уже сданы 22 предприятия.